БезопасностьСогласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:
Для общеобразовательных школ в этой связи актуальны: 1) санитарные правила и нормы «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. СанПиН 2.2.4.548-96», утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 № 21 (далее — СанПиН 2.2.4.548-96); 2) санитарные правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821–10», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее — СанПиН 2.4.2.2821–10). Руководствуясь указанными нормативными актами, необходимо отдавать себе отчет в том, что областью применения СанПиН 2.2.4.548-96 являются условия труда вспомогательного персонала (например, работников пищеблока), а также педагогических работников в период отсутствия в школе детей (например, в каникулы). Требования к микроклимату помещений общеобразовательных школ, в которых пребывают обучающиеся, установлены СанПиН 2.4.2.2821–10. Таким образом, использовать положения СанПиН 2.2.4.548-96 применительно к условиям пребывания обучающихся можно лишь в части, не противоречащей СанПиН 2.4.2.2821–10. Нарушение законодательства в области обеспечения безопасности детей в образовательных учреждениях, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 500 до 1 тыс. руб., на юридические лица — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.Ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. СанПиН 2.2.4.548-96 устанавливает гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест производственных помещений с учетом:
Кроме того, СанПиН 2.2.4.548-96 содержит требования к обеспечению безопасности детей в школе, а именно к методам измерения и контроля микроклиматических условий. Как уже было сказано выше, следить за состоянием микроклимата на рабочих местах обязан работодатель, следовательно, выполнение этой обязанности в школе может быть возложено, например, на специалиста по охране труда. Обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях в жару: микроклимат помещений В соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.2.4.548-96 все существующие виды работ разграничиваются по категориям в зависимости от интенсивности общих энерготрат организма в ккал/ч (Вт): Iа, Iб, IIа, IIб, III. От того, к какой категории относится определенный вид работы, зависят гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест. Логика очевидна: чем работник больше двигается, тем он более чувствителен к повышенным температурам, поскольку его организм при физической активности производит тепло. Характеристика отдельных категорий работ представлена в приложении 1 к СанПиН 2.2.4.548-96. С учетом данной характеристики можно распределить должности работников образовательных организаций по категориям в зависимости от энерготрат (табл. 1). Таблица 1Распределение должностей работников образовательных организаций по категориям работ в зависимости от энерготрат в теплое время года
Согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.4.548-96 показателями, характеризующими микроклимат в производственных помещениях, являются:
В табл. 2 приведены оптимальные величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений. Микроклимат с такими величинами является предпочтительным, поскольку обеспечивает общее и локальное ощущение теплового комфорта в течение 8-часовой рабочей смены при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, гарантирует обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях: не вызывает отклонений в состоянии здоровья и создает предпосылки для высокого уровня работоспособности. Таблица 2Оптимальные величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений1
Обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях: допустимые условия микроклиматаК сожалению, обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях и создание оптимальных условий микроклимата можно реализовать не всегда. Для таких «исключительных» случаев устанавлены допустимые величины показателей микроклимата. Микроклимат с допустимыми величинами не вызывает нарушений состояния здоровья, но может приводить к возникновению общих и локальных ощущений теплового дискомфорта, напряжению механизмов терморегуляции, ухудшению самочувствия и понижению работоспособности. Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений приведены в табл. 3. Таблица 3Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений2
Примечания:<*> При температуре воздуха на рабочих местах 25 °C и выше максимально допустимые величины относительной влажности воздуха не должны выходить за пределы: В целях защиты работающих от возможного перегревания при температуре воздуха на рабочих местах выше допустимых величин обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях реализуется через сокращение времени пребывания на рабочих местах (непрерывно или суммарно за рабочую смену) должно быть ограничено. Как именно, указано в таблице 1 приложения 3 к СанПиН 2.2.4.548-96 (табл. 4). Таблица 4Время пребывания на рабочих местах при температуре воздуха выше допустимых величин
Подчеркнем, что для обучающихся подобные допуски отсутствуют. Согласно п. 6.2 СанПиН 2.4.2.2821–10 температура воздуха в здании общеобразовательной организации в зависимости от климатических условий должна составлять: В соответствии с п. 6.4 СанПиН 2.4.2.2821–10 обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях подразумевает поддержание относительной влажности воздуха в помещениях в пределах 40–60%, скорости движения воздуха не более 0,1 м/сек. Обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях: защитные мероприятияЕсли в помещениях образовательной организации невозможно установить допустимые нормативные величины показателей микроклимата по причинам технического характера или экономически обоснованной нецелесообразности, то в силу п. 6.10 СанПиН 2.2.4.548-96 такие условия микроклимата следует рассматривать как вредные и опасные. В то же время признать обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях не реализованным, а условия труда в том или ином помещении — вредными или опасными, можно только после проведения процедуры специальной оценки условий труда. В целях профилактики неблагоприятного воздействия микроклимата на работников работодатель должен проводить различные защитные мероприятия. Снизить температуру в помещениях образовательной организации можно, установив системы местного кондиционирования воздуха (сплит-системы, системы вентиляции). В горячем цехе пищеблока для этих целей, как правило, применяется воздушное душирование (принудительная подача воздуха в определенном направлении с определенной скоростью и температурой) в зоне вокруг плит и жарочных шкафов. Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.Ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ Существует также возможность перемещения работника на другое рабочее место — в помещение с более благоприятным микроклиматом (например, ориентированное на северные румбы горизонта или оборудованное кондиционером). Обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях летом во многом достигается путем проведение регулярного проветривания, солнцезащиты (использование штор и жалюзи), влажной уборки в помещениях и полива территории. Работодатель также может помочь работникам уменьшить неблагоприятное воздействие жары на организм: обеспечить их достаточным количеством качественной питьевой воды для недопущения чрезмерной потери влаги и минеральных солей и оборудовать комнаты отдыха с оптимальным микроклиматом. Ниже представлена памятка для работников, которые вынуждены работать в условиях повышенных температур воздух (приложение). Документ подготовлен и направлен всем заинтересованным лицам специалистами Роспотребнадзора в июле 2014 г. ПриложениеПамятка для работающих в условиях повышенной температуры воздуха31.Для профилактики перегревания организма (гипертермии) необходимо организовать рациональный режим работы. При работах на открытом воздухе и температуре наружного воздуха 35 °C и выше продолжительность периодов непрерывной работы должна составлять 15–20 мин с последующей продолжительностью отдыха не менее 10–12 мин в охлаждаемых помещениях. При этом допустимая суммарная продолжительность термической нагрузки за рабочую смену не должна превышать 4–5 ч для лиц, использующих специальную одежду для защиты от теплового излучения, и 1,5–2 ч для лиц без специальной одежды. 2. В помещении, в котором осуществляется нормализация теплового состояния человека после работы в нагревающей среде, температуру воздуха во избежание охлаждения организма вследствие большого перепада температур (поверхность тела — окружающий воздух) и усиленной теплоотдачи испарением пота следует поддерживать на уровне 24–25 °C. КАК ПРАВИЛЬНО: отдавать отчет в своих действиях или отдавать отчет своим действиямУстойчивые словосочетания типа отдать себе отчет в значении «понять, осознать что-нибудь» управляют предложным падежом. ПРАВИЛЬНО: отдавать отчет в своих действиях Нормативные документыКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821–10», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 Санитарные правила и нормы «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. СанПиН 2.2.4.548-96», утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 № 21 1 Данная таблица составлена на основе таблицы 1 «Оптимальные величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений» (раздел 5 «Оптимальные условия микроклимата» СанПиН 2.4.4.548-96). 2 Данная таблица составлена на основе таблицы 2 «Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений» (раздел 6 «Допустимые условия микроклимата» СанПиН 2.4.4.548-96). 3 <Информация> Роспотребнадзора от 30.07.2014 «Рекомендации Роспотребнадзора для работающих в условиях повышенных температур воздуха».
Дорогие друзья!Представляем вашему вниманию информацию о правилах поведения в опасных для жизни ситуациях!Телефон пожарных и спасателей 01 Телефон полиции 02 Телефон скорой помощи 03 Телефон аварийной службы горгаза 04
Детский видеоролик "Тушение электроприборов" из серии мультфильмов СМЕШАРИКИ "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ"
Детский видеоролик "За бортом" из серии мультфильмов СМЕШАРИКИ "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ"
Детский видеоролик "На тонком льду" из серии мультфильмов СМЕШАРИКИ "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ"
ПАМЯТКА гражданам об их действиях при установлении уровней террористической опасности |