Безопасность

Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:

  • обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях проводится в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 1 ст. 25);
  • критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в т. ч. предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами (п. 2 ст. 27).

Для общеобразовательных школ в этой связи актуальны:

1) санитарные правила и нормы «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. СанПиН 2.2.4.548-96», утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 № 21 (далее — СанПиН 2.2.4.548-96);

2) санитарные правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821–10», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее — СанПиН 2.4.2.2821–10).

Руководствуясь указанными нормативными актами, необходимо отдавать себе отчет в том, что областью применения СанПиН 2.2.4.548-96 являются условия труда вспомогательного персонала (например, работников пищеблока), а также педагогических работников в период отсутствия в школе детей (например, в каникулы). Требования к микроклимату помещений общеобразовательных школ, в которых пребывают обучающиеся, установлены СанПиН 2.4.2.2821–10. Таким образом, использовать положения СанПиН 2.2.4.548-96 применительно к условиям пребывания обучающихся можно лишь в части, не противоречащей СанПиН 2.4.2.2821–10.

Нарушение законодательства в области обеспечения безопасности детей в образовательных учреждениях, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 500 до 1 тыс. руб., на юридические лица — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.Ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

СанПиН 2.2.4.548-96 устанавливает гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест производственных помещений с учетом:

  • обусловленного спецификой деятельности режима физической активности работников;
  • времени выполнения работ;
  • периодов года.

Кроме того, СанПиН 2.2.4.548-96 содержит требования к обеспечению безопасности детей в школе, а именно к методам измерения и контроля микроклиматических условий.

Как уже было сказано выше, следить за состоянием микроклимата на рабочих местах обязан работодатель, следовательно, выполнение этой обязанности в школе может быть возложено, например, на специалиста по охране труда.

Обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях в жару: микроклимат помещений

В соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.2.4.548-96 все существующие виды работ разграничиваются по категориям в зависимости от интенсивности общих энерготрат организма в ккал/ч (Вт): Iа, Iб, IIа, IIб, III. От того, к какой категории относится определенный вид работы, зависят гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест. Логика очевидна: чем работник больше двигается, тем он более чувствителен к повышенным температурам, поскольку его организм при физической активности производит тепло.

Характеристика отдельных категорий работ представлена в приложении 1 к СанПиН 2.2.4.548-96. С учетом данной характеристики можно распределить должности работников образовательных организаций по категориям в зависимости от энерготрат (табл. 1).

Таблица 1

Распределение должностей работников образовательных организаций по категориям работ в зависимости от энерготрат в теплое время года

Категории работ

Интенсивность энерготрат, ккал/ч (Вт)

Способ производства работ

Должности работников образовательной организации

До 120 (до 139)

Работы, производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением

Документовед, педагог-библиотекарь, делопроизводитель, бухгалтер

121–150 (140–174)

Работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением

Руководитель образовательной организации, его заместители, учитель, воспитатель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, преподаватель, педагог-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, сторож

IIа

151–200 (175–232)

Работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения

Водитель автомобиля, медицинская сестра, вожатый, концертмейстер, музыкальный руководитель, кладовщик

IIб

201–250 (233–290)

Работы, связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением

Руководитель физического воспитания, мастер производственного обучения, инструктор по физической культуре, тренер преподаватель, инструктор по труду, гардеробщик, шеф-повар, повар, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, слесарь-сантехник, машинист (кочегар) котельной, оператор котельной,

     

уборщик производственных и служебных помещений уборщик территорий, дворник, садовник, электрик

III

Более 250 (более 290)

Работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий

Подсобный рабочий, грузчик

Согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.4.548-96 показателями, характеризующими микроклимат в производственных помещениях, являются:

  • температура воздуха;
  • температура поверхностей (поверхностей ограждающих конструкций (стены, потолок, пол), устройств (экраны и т. п.)), а также технологического оборудования или ограждающих его устройств;
  • относительная влажность воздуха;
  • скорость движения воздуха;
  • интенсивность теплового облучения.

В табл. 2 приведены оптимальные величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений. Микроклимат с такими величинами является предпочтительным, поскольку обеспечивает общее и локальное ощущение теплового комфорта в течение 8-часовой рабочей смены при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, гарантирует обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях: не вызывает отклонений в состоянии здоровья и создает предпосылки для высокого уровня работоспособности.

Таблица 2

Оптимальные величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений1

Категории работ

Температура воздуха, °C

Температура поверхностей, °C

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с

23–25

22–26

60–40

0,1

22–24

21–25

60–40

0,1

IIа

20–22

19–23

60–40

0,2

IIб

19–21

18–22

60–40

0,2

III

18–20

17–21

60–40

0,3

Обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях: допустимые условия микроклимата

К сожалению, обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях и создание оптимальных условий микроклимата можно реализовать не всегда. Для таких «исключительных» случаев устанавлены допустимые величины показателей микроклимата. Микроклимат с допустимыми величинами не вызывает нарушений состояния здоровья, но может приводить к возникновению общих и локальных ощущений теплового дискомфорта, напряжению механизмов терморегуляции, ухудшению самочувствия и понижению работоспособности.

Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений приведены в табл. 3.

Таблица 3

Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений2

Категории работ

Температура воздуха, °C

Температура поверхностей, °C

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с

диапазон ниже оптимальных величин

диапазон выше оптимальных величин

для диапазона температур воздуха ниже оптимальных величин, не более

для диапазона температур воздуха выше оптимальных величин, не более <**>

21,0–22,9

25,1–28,0

20,0–29,0

15–75 <*>

0,1

0,2

20,0–21,9

24,1–28,0

19,0–29,0

15–75 <*>

0,1

0,3

IIа

18,0–19,9

22,1–27,0

17,0–28,0

15–75 <*>

0,1

0,4

IIб

16,0–18,9

21,1–27,0

15,0–28,0

15–75 <*>

0,2

0,5

III

15,0–17,9

20,1- 26,0

14,0–27,0

15–75 <*>

0,2

0,5

Примечания:<*> При температуре воздуха на рабочих местах 25 °C и выше максимально допустимые величины относительной влажности воздуха не должны выходить за пределы:
70% — при температуре воздуха 25 °C;
65% — при температуре воздуха 26 °C;
60% — при температуре воздуха 27 °C;
55% — при температуре воздуха 28 °C.<**> При температуре воздуха 26–28 °C скорость движения воздуха, указанная в таблице для теплого периода года, должна соответствовать диапазону:
0,1–0,2 м/с — при категории работ Iа;
0,1–0,3 м/с — при категории работ Iб;
0,2–0,4 м/с — при категории работ IIа;
0,2–0,5 м/с — при категории работ IIб и III.

В целях защиты работающих от возможного перегревания при температуре воздуха на рабочих местах выше допустимых величин обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях реализуется через сокращение времени пребывания на рабочих местах (непрерывно или суммарно за рабочую смену) должно быть ограничено. Как именно, указано в таблице 1 приложения 3 к СанПиН 2.2.4.548-96 (табл. 4).

Таблица 4

Время пребывания на рабочих местах при температуре воздуха выше допустимых величин

Температура воздуха на рабочем месте, °C

Время пребывания, не более, при категориях работ, ч

Iа-Iб

IIа-IIб

III

32,5

1

-

-

32,0

2

-

-

31,5

2,5

1

-

31,0

3

2

-

30,5

4

2,5

1

30,0

5

3

2

29,5

5,5

4

2,5

29,0

6

5

3

28,5

7

5,5

4

28,0

8

6

5

27,5

-

7

5,5

27,0

-

8

6

26,5

-

-

7

26,0

-

-

8

Подчеркнем, что для обучающихся подобные допуски отсутствуют. Согласно п. 6.2 СанПиН 2.4.2.2821–10 температура воздуха в здании общеобразовательной организации в зависимости от климатических условий должна составлять:
1) 18–24 °С — в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах педагога-психолога и учителя-логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе;
2) 17–20 °С — в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских;
3) 20–24 °С — в спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната;
4) 20–22 °С — в медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала;
5) 25 °С — в душевых.

В соответствии с п. 6.4 СанПиН 2.4.2.2821–10 обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях подразумевает поддержание относительной влажности воздуха в помещениях в пределах 40–60%, скорости движения воздуха не более 0,1 м/сек.

Обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях: защитные мероприятия

Если в помещениях образовательной организации невозможно установить допустимые нормативные величины показателей микроклимата по причинам технического характера или экономически обоснованной нецелесообразности, то в силу п. 6.10 СанПиН 2.2.4.548-96 такие условия микроклимата следует рассматривать как вредные и опасные.

В то же время признать обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях не реализованным, а условия труда в том или ином помещении — вредными или опасными, можно только после проведения процедуры специальной оценки условий труда.

В целях профилактики неблагоприятного воздействия микроклимата на работников работодатель должен проводить различные защитные мероприятия. Снизить температуру в помещениях образовательной организации можно, установив системы местного кондиционирования воздуха (сплит-системы, системы вентиляции). В горячем цехе пищеблока для этих целей, как правило, применяется воздушное душирование (принудительная подача воздуха в определенном направлении с определенной скоростью и температурой) в зоне вокруг плит и жарочных шкафов.

Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.Ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ

Существует также возможность перемещения работника на другое рабочее место — в помещение с более благоприятным микроклиматом (например, ориентированное на северные румбы горизонта или оборудованное кондиционером).

Обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях летом во многом достигается путем проведение регулярного проветривания, солнцезащиты (использование штор и жалюзи), влажной уборки в помещениях и полива территории.

Работодатель также может помочь работникам уменьшить неблагоприятное воздействие жары на организм: обеспечить их достаточным количеством качественной питьевой воды для недопущения чрезмерной потери влаги и минеральных солей и оборудовать комнаты отдыха с оптимальным микроклиматом.

Ниже представлена памятка для работников, которые вынуждены работать в условиях повышенных температур воздух (приложение). Документ подготовлен и направлен всем заинтересованным лицам специалистами Роспотребнадзора в июле 2014 г.

Приложение

Памятка для работающих в условиях повышенной температуры воздуха3

1.Для профилактики перегревания организма (гипертермии) необходимо организовать рациональный режим работы. При работах на открытом воздухе и температуре наружного воздуха 35 °C и выше продолжительность периодов непрерывной работы должна составлять 15–20 мин с последующей продолжительностью отдыха не менее 10–12 мин в охлаждаемых помещениях. При этом допустимая суммарная продолжительность термической нагрузки за рабочую смену не должна превышать 4–5 ч для лиц, использующих специальную одежду для защиты от теплового излучения, и 1,5–2 ч для лиц без специальной одежды.

2. В помещении, в котором осуществляется нормализация теплового состояния человека после работы в нагревающей среде, температуру воздуха во избежание охлаждения организма вследствие большого перепада температур (поверхность тела — окружающий воздух) и усиленной теплоотдачи испарением пота следует поддерживать на уровне 24–25 °C.
3. Работа при температуре наружного воздуха более 37 °C по показателям микроклимата относится к опасным (экстремальным). Не рекомендуется проведение работ на открытом воздухе при температуре свыше 37 °C. Следует изменить порядок рабочего дня, перенося такие работы на утреннее или вечернее время.
4. Для защиты от чрезмерного теплового излучения необходимо использовать специальную одежду или одежду из плотных сортов ткани. Рекомендуется допускать к такой работе лиц не моложе 25 и не старше 40 лет.
5. В целях профилактики обезвоживания организма рекомендуется правильно организовать и соблюдать питьевой режим. Питьевая вода должна быть в достаточном количестве и в доступной близости. Рекомендуемая температура питьевой воды, напитков, чая 10–15 °C. Для оптимального водообеспечения рекомендуется также возмещать потерю солей и микроэлементов, выделяемых из организма с потом, предусмотрев выдачу подсоленной воды, минеральной щелочной воды, молочно-кислых напитков (обезжиренное молоко, молочная сыворотка), соков, витаминизированных напитков, кислородно-белковых коктейлей.
6. Пить воду следует часто и понемногу, чтобы поддерживать хорошую гидратацию организма (оптимальное содержание воды в организме, которое обеспечивает его нормальную жизнедеятельность, обмен веществ). При температуре воздуха более 30 °C и выполнении работы средней тяжести требуется выпивать не менее 0,5 л воды в час — примерно одну чашку каждые 20 мин.
7. Для поддержания иммунитета и снижения интоксикации организма рекомендуется при возможности употребление фруктов и овощей.

КАК ПРАВИЛЬНО: отдавать отчет в своих действиях или отдавать отчет своим действиям

Устойчивые словосочетания типа отдать себе отчет в значении «понять, осознать что-нибудь» управляют предложным падежом.

ПРАВИЛЬНО: отдавать отчет в своих действиях

Нормативные документы

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821–10», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189

Санитарные правила и нормы «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. СанПиН 2.2.4.548-96», утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 № 21


1 Данная таблица составлена на основе таблицы 1 «Оптимальные величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений» (раздел 5 «Оптимальные условия микроклимата» СанПиН 2.4.4.548-96).

2 Данная таблица составлена на основе таблицы 2 «Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений» (раздел 6 «Допустимые условия микроклимата» СанПиН 2.4.4.548-96).

3 <Информация> Роспотребнадзора от 30.07.2014 «Рекомендации Роспотребнадзора для работающих в условиях повышенных температур воздуха». 

 

 

Дорогие друзья!

Представляем вашему вниманию информацию о правилах поведения в опасных для жизни ситуациях!

Телефон пожарных и спасателей 01

Телефон полиции 02

Телефон скорой помощи 03

Телефон аварийной службы горгаза 04

 

Детский видеоролик "Тушение электроприборов" из серии мультфильмов СМЕШАРИКИ "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ"

 

 

Детский видеоролик "За бортом" из серии мультфильмов СМЕШАРИКИ "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ"

 

 

Детский видеоролик "На тонком льду" из серии мультфильмов СМЕШАРИКИ "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ"

 

 

ПАМЯТКА гражданам об их действиях при установлении уровней террористической опасности